Писатель, как и историк, может воссоздать события и облик прошлого, хотя это художественное воссоздание отличается от научного. Опираясь на исторические данные, писатель в то же время всегда идет по пути творческого вымысла, без к-рого невозможно иск-во; он изображает не только то, что было, но и то, что могло бы быть. Однако право на исторический вымысел не исключает того, что вымышленные ситуация должны быть исторически возможны и мотивированы, а изображение подлинно исторических событий, эпохи, ее быта, отдельных деталей - строго базироваться на достижениях исторической науки, данных исторических источников. Отражение истории в художественной лит-ре, глубина постижения художником исторического процесса теснейшим образом связаны с развитием исторических, социологических и всех общественных наук, с господствующими концепциями исторического развития. На отражение писателем исторического прошлого оказывают непосредственное влияние и разработанность тех или иных исторических проблем и тем в исторической науке, и достигнутый уровень обработки исторических источников. Подлинно художественные исторические произведения проникнуты историзмом, чужды модернизации и субъективизма, к-рые искажают историческую правду. Лучшие образцы исторической художественной лит-ры представляют но только эстетическую, но и историко-познавательную ценность. Историческая художественная лит-ра способна нарисовать ушедшую эпоху в ее цельном облике, раскрывая в живых образах общественную деятельность, идеологию, быт, психику ее представителей; историческая художественная лит-ра, обладающая силой большого эмоционального воздействия, воплощающая исторические события в живой, образной форме, способствует приобщению к истории широких слоев народа, молодежи. Среди литературных произведений на историческую тематику немало произведений, к-рые, хотя и ставят задачу изобразить жизнь к.-л. исторической эпохи, в действительности не поднимаются до историзма, искажают и модернизируют историю (а следовательно, не имеют историко-познавательной ценности). Так, нередко справедливо говорится о псевдоисторизме тех или иных исторических романов, пьес, поэм (напр., произведения Е. А. Салиас-де-Турнемир, 1840 - 1908, Д. Л. Мордовцева, 1830 - 1905, и др.). Не всякое произведение, обращающееся к событиям прошлого, ставит перед собой задачу действительного воссоздания этого прошлого и имеет собственно исторические цели. Иногда писатель ищет в прошлом только материал для острого сюжета, красочных картин, особенного колорита - возвышенного, экзотического и т. д. Это явственно выступает, напр., во многих приключенческих романах, вбирающих в себя события прошлого (напр., в романах А. Дюма, к-рые имеют весьма ограниченную историко-познавательную ценность). Широко распространены также (особенно в лит-ре новейшего времени) произведения, к-рые можно назвать историческими аллегориями, где исторический сюжет используется писателем только для воплощения той или иной идеи (такова, напр., драма бразильского драматурга Г. Фигейреду "Лиса и виноград", в к-рой образ древнегреческого баснописца Эзопа используется автором для утверждения необходимости свободы человека, или драма французского драматурга Ж. Ануйя "Жаворонок", в к-рой автор ставит проблему ответственности личности, утверждения человеческого достоинства, обращаясь к образу Жанны д'Арк). Эти произведения занимают в лит-ре свое место, но они далеко не всегда могут быть отнесены к собственно исторической лит-ре. Вместе с тем ценность исторической художественной лит-ры далеко не исчерпывается ее историко-познавательным значением. Иногда литературное произведение исторической тематики, даже далекое от исторической точности, но созвучное современной эпохе, выражающее большие, прогрессивные идеалы, утверждающее национальное самосознание народа, рисующее яркие картины революционной и освободительной борьбы, обладает силой огромного, идейного воздействия (напр., "Спартак" Р. Джованьоли, 1874, "Овод" Э. Войнич, 1897). Историческая художественная лит-ра имеет огромное воспитательное значение. Начало собственно исторической художественной лит-ры относится к рубежу 18 - 19 вв., когда как особый литературный жанр складывается исторический роман, к-рый ставит перед собой прямую цель изображения жизни прошедших эпох. Исторический роман (и возникшая позднее собственно историческая драма) качественно отличается от исторических по своей тематике произведений предшествующих эпох. Становление собственно исторической художественной лит-ры совпадает с существенным переломом в самом историческом знании - с процессом становления истории как науки. Быстрый и резкий переворот в общественных отношениях в эпоху французской буржуазной революции дал возможность окончательно осознать необратимость и качественный характер исторических изменений. В историческое знание входит историзм, как таковой, аналогичный процесс происходит и в художественной лит-ре. В эстетическом отношении формирование И. ж. было связано с художественными открытиями романтизма (см.): мастерством изображения колорита места и времени, остротой восприятия особенного, индивидуального в каждом явлении, интересом к национальным движениям, к национальному прошлому во всем неповторимом своеобразии каждого его этапа.

  • 1